Электросамокаты в Казахстане обрели официальный статус, став частью городской транспортной системы. Тем не менее обновленный закон «О дорожном движении», вступивший в силу в 2023 году, пока не всегда работает эффективно, что отмечают представители Акимата, СМИ и сами пользователи самокатов. Как обстоят дела на текущий момент и что может измениться?
Сейчас жители Казахстана недостаточно хорошо знакомы с новыми правилами для микромобильного транспорта, а некоторые положения закона не донесены даже до сотрудников ДПС. Известны случаи, когда сотрудники МВД штрафовали пользователей самокатов, когда они не нарушали правила. Например, штрафы выписывали за езду без шлема по тротуару или велодорожке, что не ограничено законом. Очевидно, принятый закон о дорожном движении нуждается в правильной и широкой коммуникации, которой пока нет. Он станет работать эффективно, когда все участники дорожного движения и регуляторы будут его знать.
Бизнес, эксперты и представители власти уже объединяют усилия для развития культуры вождения электросамокатов. После вступления в силу поправок в закон «О дорожном движении» кикшеринг Whoosh запустил социальную кампанию при поддержке Акимата и МВД города Алматы, направленную на популяризацию правил безопасной езды: информационные плакаты с новыми ПДД разместили на главных улицах города. Летом эта же шеринговая компания при поддержке Акимата Алматы провела так называемую “Школу вождения электросамокатов”, где всех желающих обучали правилам безопасности и этичного управления этим транспортным средством.
Развитие микромобильного транспорта обсуждалось и на международной конференции Vision Zero, посвящённой безопасности дорожного движения. Участники Vision Zero договорились работать над установлением взаимного уважения всех участников дорожного движения, а самое главное – над развитием инфраструктуры, позволяющей разделить потоки транспорта, пешеходов и СИМ.
Согласно международным экспертам, самый эффективный способ снизить аварийность – развести потоки, то есть расширить собственную инфраструктуру для микромобильного транспорта. Практика развития велоинфраструктуры в крупных европейских городах показывает, что количество ДТП с участием СИМ резко снижается при разведении потоков: пешеходов, СИМ и транспорта. Одновременно аналитика данных Whoosh демонстрирует, что пользователи самокатов всегда предпочитают велодорожку тротуару, если у них есть выбор. Таким образом, развитие инфраструктуры напрямую влияет на снижение аварийности.
В последние годы в Казахстане уделяется все больше внимания созданию велоинфраструктуры. Например, в Алматы уже существует порядка 80 км велодорожек. Однако, согласно тепловым картам Whoosh, которые показывают передвижение пользователей на самокатах по городу, существующие велодорожки в Алматы не всегда совпадают с реальными траекториями движения пользователей СИМ. К примеру, на улицах Толе-би и Гоголя, крупных магистралях микромобильного транспорта города, велодорожки отсутствуют. Кикшеринг готов делиться данными о востребованных направлениях с городскими администрациями, чтобы муниципалитеты имели возможность прокладывать инфраструктуру именно там, где она наиболее востребована.
Кроме того, эксперты предлагают разделять статистику аварийности по разным категориям микромобильного транспорта. Для чего? Под категорию микромобильного транспорта попадают и электросамокаты, и велосипеды, и моноколёса, мопеды с маломощными двигателями и так далее – все указанные транспортные средства имеют разные технические характеристики, в том числе устойчивость, максимальную скорость, вес, и в конце концов используются разными группами населения. Эти особенности необходимо учитывать при работе над снижением аварийности.
Электросамокаты, например, часто путают в медицинских и полицейских отчетах и объединяют в одну цифру с мопедами и скутерами, которые существенно отличаются и скоростью, и мощностью, и техническими характеристиками. И если в одном случае необходимо научить горожанина ездить по правилам, то в другом случае, возможно, стоит работать более прицельно с аудиторией курьеров и сотрудников доставки. Путаница в определениях и подходах к формированию учета не позволяет эффективно работать с жителями, которые нарушают правила системно, и не способствует созданию рабочей дорожной карты для снижения аварийности.
В новом сезоне электросамокатов планируется доработка закона «О дорожном движении». Предполагается пересмотреть правила, которые не показали свою эффективность на практике и не привели к снижению аварийности. Представители рынка и урбанисты приветствует эту инициативу и готовы делиться экспертизой с представителями власти.