По мнению сенатора Андрея Лукина, сфера ритуальных услуг в Казахстане вышла из-под контроля и превратилась в теневой и неконтролируемый сектор экономики.
"Передача содержания кладбищ в частные руки вызывает общественный резонанс и поднимает множество социальных, этических и экономических вопросов. В Казахстане кладбища традиционно воспринимаются как общественные объекты с культурным и духовным значением. Коммерциализация этой сферы и отсутствие государственного контроля могут привести к негативным последствиям, таким как необоснованное повышение цен на участки и ритуальные услуги, ограничение доступа к местам захоронений, нарушение традиций и религиозных обрядов, а также ухудшение состояния кладбищ", – отметил Лукин.
Депутат напомнил, что правовые нормы, регулирующие вопросы погребения, закреплены в различных законодательных и подзаконных актах. Согласно статье 6 Конституции Казахстана, земля принадлежит народу, а Земельный кодекс относит кладбища к землям специального назначения, предназначенным исключительно для погребений, запрещая их коммерческое использование.
Государство бесплатно выделяет не менее 6 квадратных метров земли для каждого захоронения, а компетенция по разработке правил погребения и ухода за могилами закреплена за акиматами.
Однако передача рынка ритуальных услуг в конкурентную среду создает риски монополизации и криминализации отрасли. Это может привести к мошенничеству, незаконному выделению и перепродаже участков, незаконным эксгумациям, а также к проблемам с учетом захоронений.
"Сегодня в ведении Астаны находится 28 кладбищ и один пантеон. Государственное предприятие ведет централизованный учет захоронений, что обеспечивает доступ граждан и государственных органов к необходимой информации. Если передать эти функции частным компаниям, может возникнуть угроза потери данных, что затруднит поиск захоронений и приведет к отказу от ведения базы данных", – подчеркнул Лукин.
Сенатор также обратил внимание на риск резкого роста цен в случае передачи кладбищ частным структурам.
"В настоящее время стоимость погребения в Астане остается одной из самых низких в стране. Однако после приватизации частные компании неизбежно повысят цены. Например, во время пандемии COVID-19 частные операторы поднимали стоимость захоронения до 1 миллиона тенге, тогда как государственные организации обеспечивали доступные тарифы", – напомнил он.
Для решения проблемы Лукин предложил:
Исключить кладбища и ритуальные службы из программы приватизации и закрепить их за государством.
Разработать законопроект о похоронном деле, установив статус кладбищ как объектов исключительно государственной собственности.
Создать государственную цифровую систему учета захоронений с интеграцией в базы данных госорганов.
Усилить контроль над сферой ритуальных услуг и установить предельные цены на основные услуги по погребению.
Внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, введя строгую ответственность за незаконную продажу мест на кладбищах.
По мнению сенатора, комплексный подход позволит предотвратить монополизацию и криминализацию похоронного бизнеса, защитит права граждан и обеспечит соблюдение культурных и религиозных традиций.