Инвестиции в сферу образовательных технологий в этом году неожиданно упали до 8-летнего минимума. С наступлением пандемии эта сфера переживала бурный расцвет, когда карантин и дистанционное обучение внезапно отправили и учителей, и учеников по домам, но на помощь пришли технологии.
Эксперты образовательной платформы Skillbox предполагают, что все дело в появлении ИИ – инвесторы просто ждут, как изменится отрасль теперь. Однако потребность в EdTech никуда не исчезла! Более того, она только будет расти, поскольку такой подход способен нивелировать социальное и географические неравенство в доступе к образованию, может изменить систему преподавания и многое другое. Об этом – наш разговор с инноватором в системе образования из Эстонии, основателем EdTech Estonia Мартом Аро. Он является экспертом в области онлайн-образования, основателем образовательной платформы DreamApply, которую используют более чем 300 университетов в 40 странах мира.
Март Аро впервые выступит в Казахстане 18 октября, в Астане, на конференции CONNECTED. Это международная конференция в формате дискуссионной площадки для обсуждения глобальных нарративов и осмысления образа будущего. Аро примет участие в работе трека «Образование и наука будущего» (Future Education And Science). Здесь будут рассмотрены вопросы формирования интеллектуального капитала для глобального лидерства, выстраивания стратегии конкурентоспособности высшего образования и разработки новой модели науки с учетом современных вызовов и возможностей.
- Пандемия придала сильнейший импульс развитию EdTech. Не замедлился ли он сейчас? Каково состояние онлайн-образования сейчас?
- Понятие EdTech гораздо шире, чем онлайн-образование, оно включает в себя самые разные с точки зрения методик и контента возможности для образования, будь то обучение в школе, самостоятельные занятия дома. В EdTech для меня технологии — это всего лишь инструмент. Если кто-то изобретает новую методику обучения таблице умножения, то технологии могут помочь донести этот новый способ до учителей, чтобы убедиться, что он используется эффективно.
Также технологии могут предоставить учащимся прямой доступ к ресурсам, к которым у них может не быть доступа без технологий. Поэтому я бы рассматривал EdTech как инструмент для людей с идеями о том, как улучшить образование, повысить его доступность.
Возможно, после конференции я смогу даже дать какие-то рекомендации по развитию EdTech в Казахстане. Отмечу, что очень важно, чтобы школы, учителя и учащиеся имели возможность использовать все современные инструменты образования. Поэтому важно обеспечить им доступ к необходимым устройствам, подключение к Интернету, ну и, конечно, финансы для покупки лучших образовательных решений.
- Может ли онлайн-образование заменить традиционное? Сопоставимы ли они с точки зрения качества?
- Ответ во многом зависит от контекста. Если мы говорим о детях, у которых нет доступа к образованию или образование в их регионе очень низкого качества, то высококачественное онлайн-образование, возможно, их самая большая надежда. Текущие исследования сходятся во мнении, что наилучшие результаты в образовании достигаются, когда учитель может воспользоваться высококачественными цифровыми инструментами и методиками обучения, то есть использует инструменты онлайн-образования.
- Вы могли бы назвать основные проблемы EdTech на сегодняшний день?
- Первая проблема - отсутствие доверительного диалога между лицами, принимающими решения и новаторами в образовании на низовом уровне. Чтобы преодолеть это, мы рекомендовали создать национальные кластеры образовательных инноваций, компаний EdTech. Доверительный диалог важен для того, чтобы нуждающиеся учащиеся и учителя получили доступ к техническим решениям, которые им требуются.
Например, всего 2 дня назад я имел удовольствие встретиться с молодыми людьми, которые внедрили ИИ, чтобы помочь слепым учащимся понимать слайды презентации. Благодаря им, ИИ автоматически описывает изображения слайдов. Это отличный пример того, как технологии могут значительно повысить качество и инклюзивность определенных групп учащихся, которые до этого оставались без внимания.
Вторая проблемная зона – это потребность в обновленных бизнес-моделях. Разработка новой методологии обучения может быть дорогостоящей, особенно если для ее разработки проводятся исследования. В настоящее время я вижу массовое использование грантового финансирования, но… Такие подходы могут отвлекать внимание новаторов от реальных потребностей учителей и учащихся.
Третье — это дезинформация. Иногда я вижу, как люди, представляющиеся экспертами, делятся в СМИ или на встречах высокого уровня информацией или идеями, которые напрямую противоречат результатам исследований или экспертным знаниям. То есть противоречат фактам. Я предполагаю, что это в основном происходит потому, что люди, которым дают слово, просто не знают темы.
Например, я все еще слышу заявления о том, что технологии – это плохо. По сути, это всё равно что сказать, что книги – это плохо. Технологии сами по себе нейтральны, вопрос в том, насколько учителя и учащиеся корректно и осмысленно их используют. Часто мы видим пробелы в подготовке учителей, или встречаем педагогов, которые вообще не могут получить доступ к современным технологиям. Не имея возможности использовать актуальные ресурсы, они вынужденно прибегают к неоптимальным решениям.