В последние годы Казахстан демонстрировал стабильный рост рождаемости, что, в свою очередь, привело к острой нехватке учебных мест и перегруженности школ. В некоторых регионах дети учились в три смены, что потребовало экстренных мер. В рамках национального проекта «Комфортная школа» по всей стране активно строятся новые учебные заведения. Однако возникает вопрос: насколько эти усилия будут оправданны в долгосрочной перспективе, учитывая, что рождаемость в стране уже пошла на спад?
По данным официальной статистики, в январе 2023 года в Казахстане было зарегистрировано 33,6 тыс. новорожденных, тогда как к январю 2024 года этот показатель снизился до 33,1 тыс. Особенно заметен спад в городах: количество рождений в городской местности сократилось с 19,9 тыс. до 19,4 тыс. В сельских регионах ситуация более стабильна — здесь зарегистрировано около 13,7 тыс. рождений.
📉 Северо-Казахстанская область: 249 → 220 новорожденных
📉 Павлодарская область: 269 → 251
📉 Акмолинская область: 438 → 398
📉 Туркестанская область: 3,6 тыс. → 3,2 тыс. (снижение за 2023-2024 гг.)
Ситуация в городах еще сложнее. Например, в Карагандинской области число рождений уменьшилось с 1,1 тыс. до 929, в Жамбылской — с 979 до 801, а в Западно-Казахстанской — с 567 до 481.
В целом, за первые девять месяцев 2024 года в стране родилось 278,7 тыс. детей. Для сравнения, в 2022 году этот показатель составлял 403,9 тыс., а в 2021 году — 446,4 тыс.
Кроме того, наблюдается гендерный дисбаланс: на 20 тыс. мальчиков ежегодно рождается больше, чем девочек.
На фоне прошлых проблем с переполненностью школ в Казахстане запущена масштабная программа строительства образовательных учреждений. В рамках проекта «Комфортная школа» планируется открыть 112 новых учебных заведений к 2025 году.
📌 Строительство 217 школ позволит создать 460 тыс. новых ученических мест (при двусменном обучении).
📌 На данный момент уже завершено строительство 105 школ, рассчитанных на 254 тыс. учеников.
📌 Из них: 16 школ открыто в Астане, 13 — в Туркестанской области, 11 — в Шымкенте и другие.
Однако в условиях экономического кризиса и сокращения бюджета снижение рождаемости может продолжиться, повторяя сценарий 90-х годов. Тогда коэффициент рождаемости сократился с 21 новорожденного на 1000 человек в 1991 году до 14 детей в 1999 году.
Сегодня остается открытым вопрос: не окажутся ли новые школы пустыми, если число учеников будет продолжать снижаться? Эксперты подчеркивают, что для эффективного планирования образовательной политики Казахстану необходимо учитывать демографические прогнозы, как это делают развитые страны.