Министерство обороны РК разработало проект закона, предусматривающий внесение поправок в действующее законодательство с целью расширения функций государственной авиации, включая военную. Нововведения позволят таким структурам оказывать платные услуги по перевозке грузов как для государственных, так и частных заказчиков.
Подобная практика успешно применяется в ряде стран, таких как Великобритания, Германия, Турция, Египет, Россия, Беларусь и Южная Корея, и соответствует нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Как это будет реализовано
Документ предусматривает возможность использования военной авиации в коммерческих целях — при условии, что это не повлияет на выполнение основных задач и не снизит уровень боевой готовности. Перевозки смогут осуществляться как на коммерческой основе, так и в рамках тренировочных полетов, если маршрут позволяет.
Ожидаемые преимущества
-
Снижение расходов на содержание и обслуживание воздушных судов;
-
Дополнительные поступления в бюджет;
-
Повышение эффективности логистики, особенно в отдаленных районах страны;
-
Возможность материального стимулирования персонала, задействованного в перевозках;
-
Частичное решение проблемы износа авиационной техники.
Потенциальные риски
-
Дополнительная нагрузка на личный состав;
-
Необходимость страхования грузов и рейсов;
-
Конкурентные ограничения по сравнению с гражданскими авиакомпаниями;
-
Государственные задачи сохраняют приоритетное значение.
Прогнозируемые результаты
Разработчики проекта ожидают, что объем перевозок военной авиацией может увеличиться на 12,1% к 2028 году и на 24,2% к 2030 году. При этом предполагается рост инвестиций в развитие авиации — до 100% к 2028 и до 120% к 2030 году по сравнению с уровнем 2024 года.
Следующие шаги
Инициатива будет проходить поэтапное обсуждение с госорганами, бизнесом, общественностью и Национальной палатой предпринимателей "Атамекен". После завершения экспертной оценки законопроект направят в Парламент.
На сегодняшний день на вооружении Сил воздушной обороны Казахстана находятся 15 военно-транспортных самолетов. На их обслуживание ежегодно выделяется около 7 миллиардов тенге. Однако текущие бюджетные лимиты не позволяют оперативно обновлять технику.
Отмечается также, что в 2024 году Казахстан приобрел транспортный самолет Airbus A-400M, способный перевозить до 37 тонн грузов на скорости до 802 км/ч.