По словам директора Научно-исследовательского института генерального плана Алматы Асхата Садуова, в настоящее время готовится технико-экономическое обоснование проекта. Если он будет полностью профинансирован и утверждён, строительство может занять около пяти лет. Также планируется привлечение инвесторов.
Согласно расчётам специалистов, время в пути от начальной до конечной точки маршрута составит всего 20 минут. Новые вагоны будут работать на аккумуляторах — это сделает их быстрыми, бесшумными и экологичными.
Каждый день в Алматы въезжает и выезжает более полумиллиона человек — на работу, учёбу и по делам. Возвращение рельсового транспорта, доказавшего свою эффективность в крупнейших городах мира, должно существенно снизить нагрузку на дорожную сеть.
Напомним, трамваи прекратили движение в Алматы в 2015 году после ряда аварий. В сентябре того года на пересечении улиц Шевченко и Масанчи вагон с отказавшими тормозами повредил 17 автомобилей, пятеро человек пострадали. Вскоре произошла ещё одна авария с участием 14 машин. Власти приняли решение о полном прекращении трамвайного движения, подвижной состав был продан, рельсы – сданы в металлолом.
Из-за отсутствия средств на модернизацию инфраструктуры, трамвайное хозяйство было расформировано. Однако с годами свободное пространство на месте бывших путей и постоянные пробки вновь актуализировали потребность в трамваях.
История алматинского трамвая уходит в 1930-е годы. После того как город стал столицей Казахской ССР, население быстро выросло, и появилась необходимость в общественном транспорте. В 1937 году трамваи впервые вышли на маршрут, а уже с 1 декабря началось регулярное движение. В первые дни проезд стоил 20 тиынов для взрослых и 10 — для детей, остановки были обозначены деревянными ящиками с песком.
Со временем трамвай стал не только транспортом, но и частью городского образа. На недавнем международном архитектурном форуме было отмечено: возвращение трамваев придаст Алматы современный облик, сохранив при этом её историческое лицо.
Если проект будет реализован, спустя почти столетие алматинский трамвай может вновь стать не просто средством передвижения, а культурным символом города.