Аудит выявил ряд проблем и системных недостатков, снижающих эффективность мер по развитию среднего образования. По словам члена Высшей аудиторской палаты Нурлана Нуржанова, они связаны со стратегическим планированием, оценкой качества образования, подготовкой и трудоустройством педагогов, их переподготовкой, методологическим обеспечением учебного процесса, а также государственным регулированием и контролем.
Отмечается, что в образовательной сфере часто меняются государственные программы и концепции, что приводит к прерыванию ранее начатых инициатив, нарушая преемственность и стабильность образовательной политики.
Глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов подчеркнул, что Минпросвещения должно обеспечивать последовательность реформ при разработке документов. Он отметил, что финансирование среднего образования за последние годы выросло более чем в три раза, и государство ожидает от этих мер большей эффективности.
Аудит показал значительные расхождения между прогнозами Министерства труда и реальными потребностями в педагогах, что связано с несовершенством методики расчетов.
Кроме того, посткурсовое сопровождение учителей остается проблемным – вместо полноценной поддержки для внедрения новых знаний оно сводится к семинарам и публикациям.
"Реформы в области образовательных стандартов проводятся не системно. Частые изменения в учебных планах привели к пересмотру уже выпущенных учебников и неэффективным расходам бюджета. За последние 5 лет экономические потери из-за пересмотра учебников превысили 16 миллиардов тенге. Выявлены недостатки в экспертизе и мониторинге качества учебников. За 5 лет критерии оценки менялись 12 раз, что свидетельствует об отсутствии устойчивой системы оценки. Не реализован порядок экспертизы через информационную систему мониторинга государственных услуг, процедуры ведутся на бумаге", - говорится в сообщении ВАП.
Государственный аудит выявил финансовые нарушения на 1,1 млрд тенге, неэффективное планирование средств и ресурсов на 62,4 млрд тенге, а также нецелевое использование 3,2 млрд тенге.