Премьер-министр: дороги — это вопрос жизни и смерти
На недавнем заседании правительства Премьер-министр Олжас Бектенов особо подчеркнул: дорожная безопасность напрямую влияет на жизнь и здоровье граждан. Он поручил акиматам и профильным министерствам срочно заняться устранением проблем с инфраструктурой: отсутствием тротуаров, плохим освещением и нехваткой безопасных пешеходных переходов.
«Несмотря на принимаемые меры, уровень ДТП и смертности на дорогах остаётся высоким. Во многом это связано с низкой дисциплиной участников движения и устаревшей инфраструктурой», — отметил глава правительства.
Бектенов поручил Минтрансу и местным властям усилить контроль за проектированием, строительством и ремонтом дорог с учётом безопасности движения. МВД, в свою очередь, должно обеспечить соблюдение всех стандартов при этих работах.
Массовые нарушения и усталые таксисты
Заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха сообщил, что ежегодно на дорогах Казахстана фиксируется около 13 миллионов нарушений правил дорожного движения. Основная причина ДТП — человеческий фактор: в 90% случаев виноваты сами водители.
Одной из серьёзных проблем он назвал водителей такси, которые нередко работают сутками, не проходя техосмотр и игнорируя нормы отдыха. Это создаёт угрозу не только для пассажиров, но и для других участников движения.
«Практически все крупные аварии со смертельным исходом связаны либо с усталыми, либо с нетрезвыми водителями. Среди таксистов много "нелегалов", с которыми нужно бороться более жёстко», — подчеркнул Лепеха.
361 ДТП с участием электросамокатов
С начала года в Казахстане зарегистрировано 361 ДТП с участием электросамокатов, в результате которых пострадали 365 человек, один человек погиб. Власти намерены ввести жесткие правила для пользователей и кикшеринговых компаний.
Среди готовящихся новшеств:
-
запрет на передвижение электросамокатов по тротуарам;
-
запрет на парковку самокатов в неустановленных местах;
-
регулирование деятельности прокатных сервисов.
ТОР-система, камеры и анализ поведения водителей
Для усиления контроля на дорогах внедряется цифровая платформа ТОР, объединяющая все камеры и системы видеонаблюдения. Она позволяет в реальном времени:
-
отслеживать превышение скорости,
-
выявлять агрессивное поведение за рулём,
-
определять утомлённого водителя по стилю движения,
-
моментально находить автомобили, находящиеся в розыске.
Проблемы с водительскими удостоверениями
Особое внимание МВД намерено уделить процессу получения водительских прав. По словам Лепехи, многие ученики автошкол числятся «проходящими обучение», хотя на деле занятия не посещают, а затем просто получают удостоверения. Это создаёт ситуацию, когда на дороги выходят необученные водители, представляющие угрозу для всех.
Трагедии на дорогах — почти каждый день
Только за сентябрь в Казахстане произошло сразу несколько крупных ДТП с многочисленными жертвами:
-
Мангистауская область: 11 сентября перевернулся микроавтобус — погибли 10 человек.
-
Жетысуская область: 14 сентября произошло лобовое столкновение трёх авто — ещё 10 погибших.
-
Карагандинская область: на встречную полосу выехал водитель — 5 человек погибли.
Все эти трагедии могли быть предотвращены при соблюдении правил и наличии адекватной инфраструктуры.
Что делать?
Власти рассматривают ужесточение:
-
контроля за получением водительских прав;
-
наказаний за вождение в нетрезвом виде;
-
требований к таксистам;
-
регулирования личного и общественного транспорта;
-
стандартов при строительстве улиц, дорог и тротуаров.
Заключение
Дорожная безопасность — это не только камеры, разметка и законы. Это, прежде всего, вопрос культуры поведения, ответственности и общего уровня дисциплины в обществе. И пока каждый участник дорожного движения — будь то водитель, пешеход или государственный орган — не начнёт выполнять свою часть работы, статистика ДТП вряд ли изменится.