Сенсорная интеграция: необходимость внедрения предмета в школьную программу РК

26.04.2023, 11:25
3046
Сенсорная интеграция: необходимость внедрения предмета в школьную программу РК

В современном мире дети ведут активный образ жизни, окружены технологиями, взаимодействуют с гаджетами с самого раннего возраста. Однако, такой образ жизни может негативно сказываться на развитии детей, особенно на их сенсорно-моторном развитии.

В последнее время наблюдается ряд проблем, таких как отсутствие четкой и чистой речи, привыкание к фаст-фуду, снижение памяти из-за длительного использования гаджетов, снижение усидчивости, а также слабое умение выражать свое мнение и эффективно общаться со сверстниками. Особенно это актуально в частных школах, где множество детей сталкиваются с подобными проблемами, что еще больше усугубляет ситуацию.

Одним из решений данной проблемы может быть внедрение в школьную программу Республики Казахстан предмета "Сенсорная интеграция". Сенсорная интеграция - это комплексный подход к развитию сенсорных функций организма, таких как зрение, слух, осязание, проприоцепция и вестибулярное чувство, а также их интеграция и координация. Данный подход способствует развитию у детей моторных и когнитивных навыков, а также социальной адаптации.

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются дети, является избыток времени, проведенного за экранами гаджетов. Излишнее использование гаджетов может вызывать снижение моторных навыков и координации движений, что может негативно сказываться на успеваемости и усвоении учебного материала. Однако, сенсорная интеграция может способствовать развитию моторных навыков и улучшению координации движений, что в свою очередь может положительно сказаться на обучении детей.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются дети, является снижение усидчивости и внимания. По статистике, проведенной в различных странах, дети, которые проводят много времени на улице, в естественной среде, контактируют с почвой и землей, имеют более развитую моторику, улучшенную память и внимание. Однако, в современных условиях, дети все реже проводят время на улице, предпочитая гаджеты и внутренние помещения. В результате, их сенсорно-моторное развитие может быть нарушено.

Сенсорная интеграция в школьной программе может включать разнообразные упражнения и активности, направленные на стимуляцию сенсорных функций организма. Это могут быть игры, упражнения с использованием разных материалов и текстур, различные задания на развитие координации движений и моторики. Такие занятия способствуют активному взаимодействию детей с внешней средой, развивают их моторные навыки, координацию движений, вестибулярное чувство, слух и зрение.

Помимо физического развития, сенсорная интеграция также способствует развитию когнитивных и социально-эмоциональных навыков у детей. Игры и упражнения, направленные на сенсорную интеграцию, требуют от детей активного внимания, концентрации, планирования и организации действий. Они также способствуют развитию коммуникативных навыков, так как дети взаимодействуют друг с другом, совместно решают задачи и вырабатывают навыки работы в группе.

Особенно актуально внедрение предмета "Сенсорная интеграция" в школах с ограниченным контактом детей с природой, таких как частные школы. В таких условиях, дети могут еще больше проводить время за экранами гаджетов и лишаться возможности развиваться в естественной среде. Внедрение предмета "Сенсорная интеграция" в учебный план может быть важным шагом в решении этой проблемы и содействовать более полному развитию детей в физическом, когнитивном и социально-эмоциональном аспектах. Данный предмет может быть включен в учебный план школы как часть физкультурного образования, и проводиться в форме игровых занятий, упражнений и практических заданий, способствующих развитию сенсорных функций организма.

Сенсорная интеграция может также быть полезна для детей с особыми образовательными потребностями, таких как дети с нарушениями аутистического спектра, дети с задержкой развития или сенсорными нарушениями. Занятия сенсорной интеграции могут помочь таким детям лучше адаптироваться к окружающей среде, развить моторные и коммуникативные навыки, улучшить вестибулярное и тактильное восприятие.

В целом, внедрение предмета "Сенсорная интеграция" в школьную программу может способствовать комплексному развитию детей, улучшению их физического здоровья, моторных и когнитивных навыков, а также социально-эмоционального благополучия. Это может помочь детям лучше адаптироваться к современным условиям жизни, где все больше внимания уделяется виртуальному миру, и поддерживать баланс между виртуальной и реальной средой.

Также стоит отметить, что внедрение предмета "Сенсорная интеграция" может помочь в снижении негативных последствий, связанных с избыточным использованием технологий у детей. Сидение перед экранами гаджетов, ограниченный контакт с внешней средой, неправильное питание и отсутствие физической активности могут оказывать влияние на здоровье и развитие детей.

Занятия по сенсорной интеграции могут помочь детям развивать навыки восприятия собственного тела и окружающей среды, улучшать моторику, координацию движений, равновесие и проприоцепцию. Также важным аспектом сенсорной интеграции является развитие коммуникативных навыков, таких как язык тела, эмоциональное восприятие и взаимодействие со сверстниками.

Внедрение предмета "Сенсорная интеграция" в школьную программу также может содействовать формированию здоровых привычек у детей. Занятия на открытом воздухе, контакт с природой, физическая активность и правильное питание могут способствовать улучшению здоровья детей и снижению риска различных заболеваний, связанных с сидячим образом жизни и неправильным питанием.

Особое внимание следует обратить на детей в частных школах, где часто наблюдается большее количество детей, привыкших к использованию технологий и ограниченному контакту с реальным миром. Внедрение предмета "Сенсорная интеграция" в такие школы может помочь снизить отрицательные последствия такого образа жизни и способствовать комплексному развитию детей.

На основе статистических данных и исследований, проведенных в различных странах, можно отметить позитивные результаты от внедрения предмета "Сенсорная интеграция" в школьную программу. Внедрение такого предмета может привести к улучшению физического и эмоционального развития детей, улучшению их академических показателей, снижению стресса и агрессивности, а также улучшению социальной адаптации. Дети могут стать более внимательными, спокойными, улучшится их способность к концентрации, что может положительно сказаться на их обучении и успехах в школе.

Кроме того, внедрение предмета "Сенсорная интеграция" может способствовать созданию более благоприятной школьной среды, где дети могут более гармонично развиваться и достигать своих потенциальных возможностей. Это также может способствовать формированию позитивных отношений между учениками и педагогами, а также способствовать взаимодействию между детьми разных возрастов и культур.

Однако внедрение предмета "Сенсорная интеграция" также может встретить определенные трудности, такие как необходимость обучения педагогов, адаптация программы к возрастным особенностям и индивидуальным потребностям учеников, организационные и финансовые аспекты. Поэтому, внедрение такого предмета в школьную программу требует тщательного планирования, подготовки и оценки эффективности.

В заключение, внедрение предмета "Сенсорная интеграция" в школьную программу может быть полезным шагом для поддержки комплексного развития детей, особенно в условиях избыточного использования технологий. Это может способствовать улучшению их физического и эмоционального здоровья, социальной адаптации и обучения. Однако, такое внедрение также требует тщательной подготовки и оценки эффективности для достижения наилучших результатов.

 

Автор: Луиза Алданова, психолог, специалист по сенсорной интеграции

Руслан Берденовті атты деген күдікті Ернар Жиембайдың әкесі ресми мәлімдеме жасады Меркіде қария 13 жастағы немересін зорлаған «Біреуін мүгедек еткен»: Қарағандылық отбасы 6 бала асырап алып, оларды тоқтаусыз қорлап келген (ВИДЕО) Келіншек рұқсатсыз кәмпит жеген 8 жасар баласының саусақтарын өртеп жіберген Алаяқ тұрғындардың телефонын хабарласуға сұрап алып, бірнеше микрозайм рәсімдеген Wildberries маркетплейсінде сатылатын кремдерден «рак» тудыратын заттар табылды Ақмола облысында бәрбіреулер зиратты мазаққа айналдырып, анайы суреттер салып кеткен Макрон: АҚШ өз ызасын тек Путинге бағыттауы керек Жанар Айжанова қызының ұзату тойын дүркіретіп өткізді (ФОТО) Ер адам шулаған жастарды тыныштандырамын деп әйел адамды атып өлтірді Жасанды интеллект өкпе обырын дәрігерлерден төрт ай бұрын анықтап алды 14 жылдық үнсіз азап: Түркістанда мүгедек жігітті әкесінің бауырлары зорлап келген «Қатерлі ісік»: Қазақстандағы түрмелерді қарайтын Серік Голова қайтыс болды «Мұрат соттан қашып ішіп кетті, ал әйелі алаяқ»: заңгер Мұрат Әбділда мен оның әйелі туралы шындықты айтты Ауруханадағы комедия: 62 жастағы ер адамның жамбасынан күлімдеген бет шықты «Тырнақ астына, табанға ине тығады»: ата-аналар Шымкент түрмесіндегілерді азаптап жатқанын жеткізді (ВИДЕО) «Уайымдама, тез келемін…»: 16 жастағы мектеп оқушысы ешкімге айтпай саунаға кетіп, қаза болды Түркияда жер сілкінісінен кейін Өзбекстан азаматы стресстен көз жұмды «Ресей үшін соғысуға адам тартқан»: Қырғызстандағы «Русский дом» қызметкері қамауға алынды Шымкенттік оқушы әлемнің үздік 50 университетінен шақырту алды